Археологическая карта Крыма

Начальная страница.  О проекте. Обратная связь. 

Китей.

 

Античное городище Китей располагается на всхолмлении береговой равнины, южная часть городища сильно абрадирует. Античный некрополь городища примыкает к городищу с севера и северо-востока; некрополь позднеантичного времени расположен на подошве гряды Джург-Оба.

В Структура памятника памятника входят:

1. Оборонительные стены.

2. Общественные постройки (храм и святилище).

3. Жилая и хозяйственная застройка.

4. Зольник.

5. Некрополь.

В конце IV в. до н.э. городище было окружено крепостными стенами шириной 2.20-2.50 м, сложенными из дикарных и слегка обработанных с лицевой стороны известняковых плит. Кладка двухпанцирная с забутовкой достаточно крупным известняковым бутом. Стены усилены башнями и рвом шириной до 6.0 м. Наиболее мощные стены - с восточной приморской стороны городища (до 3.2 м) и северная стена (2.9 м). Сохранившаяся западная стена (шириной 1.7 м) возведена во II в. до н.э. Одна из башен (западная), фланкировавшая северные ворота города, была сложена из крупных, хорошо обработанных с внешней стороны известняковых блоков. Первоначальные размеры башни составляли 5.0х4.2 м. В I в.н.э. первоначальная стена была усилена пристроенной вплотную к фасу стены стеной, сложенной из больших дикарных блоков известняка и крупного бута, достигавшей ширину до 3.0 м. К стене примыкали внутренние постройки городища. Во III - 1 половине IV вв. н.э. вокруг башни был сооружен противотаранный панцирь шириной 1.5 м и 2.5 м (северный фас), возведена протейхизма на линии северных стен.

Храм, посвященный “Богу гремящему”, предположительно локализуется у северной подошвы зольного холма благодаря находке мраморного храмового жертвенного стола в подставками в виде бюстов кариатид и надписью, в которой упоминается факт сооружения городской общиной храма указанному божеству (КБН, 942). Локализация храма также подтвержается находкой мраморных солнечных часов, декорированных рельефным букранием.

Во второй половине IV в. до н.э. в приморской части возводится еще один культовый комплекс, практически не сохранившийся (алтари и приалтарные ямы).

Находки архитектурных деталей свидетельствуют о наличии ордерной застройки

К наиболее ранним жилым постройкам относятся остатки землянок. Наиболее ранняя жилая застройка датируется 1 половиной IV в. до н.э. кК это му времени относятся однокамерные дома с двориками и вымостками и водосборные цистерны

Отмечены разрушения III - II вв. до н.э. и значительная перестройка на городище, включая строительства западной куртины.

Жилая постройка III в до н.э. представляло собой прямоугольную постойку с двухпанцирными с забутовкой стенами шириной до 0.60-0.80 м, сложенными из дикарного известняка. Постройка располагала очагом и цистерной для воды.

Ко второй половине I во н.э. относятся следы сильных разрушений и пожаров, (включая наконечники стрел, воткнутые в стены; вероятно связаны с событиями правления Полемона на Боспоре). Нивелировка старых построек и активное строительство: жилые и хозяйственные комплексы, зерновые ямы, каменные мостовые, водостоки. В западной части городища возводится монументальное (общественное?) здание (база колонны ионического ордера, мраморные облицовочные плитки).

В III - 1 половине IV вв.н.э. проводятся заключительные перестройки на городище и оборонительных сооружениях. Многие дома возводятся на старых фундаментах.

В западной части городища раскопан комплекс, возмодно, мукомольная мастерская, датированная III - IV вв. н.э. К этому же времени относятся остатки фундамента монументального здания, мостовой, нескольких жилищно-хозяйственных построек с зерновыми ямами, каменными “ларями-загородками”, зернотерками и врытыми пифосами. Одно из сооружений по мнению Е.А.Молева могло быть зданием базиликального типа.

Последний период существования города - византийского времени. Исследорван склад амфор, следы отдельных построек в западной и восточной приморских частях городища.

В центральной части городища расположен зольник, представляющий собой высоких холм, южная часть которого подвержена абразии. Мощность мусорных напластований достигает 12 м.

Наиболее ранние погребения городского некрополя относятся к IV в. до н.э. Основная масса исследованных погребений относится к первым векам н.э. Погребальные конструкции представлены каменными склепами, сложенныи из обработанных известняковых блоков, с дромосами (размерами до 2.50х1.30 м), тамбурами и погребальными камерами; склепы-катакомбы (размерами до 2.5х3.0 м), плитовые могилы (склепы без дромосов), погребения, оформленные каменными плитами (на ребре) и грунтовые могилы, часто со скругленными углами.

Китей упоминается во многих письменных источниках.

В перипле  Псевдо-Скилака  (IV в.  до н.э.) Китей  назван в числе греческих полисов - Феодосии, Нимфея, Пантикапея и Мирмекия (Ps. Scyl., 68).

Гай Плиний Секунд (23-79 гг.н.э.) автор капитального сочинения в 37 книгах “Естественная История (Naturalis Historia)”, описывая Таврику сообщает: ”Город Феодосия отстоит от Бараньего Лба на 125000 шагов, а от Херронеса - на 165000. Далее были города: Киты, Зефирий, Акры, Нимфей и Дия” (NH,IV,86).

Клавдий Птолемей (1 половина II в.н.э.), известный греческий математик, астроном, географ, автор известного географического труда “Географическое руководство” отмечает: “Внутри Таврического Херсонеса лежат следующие города: Тафр, Тарона, Постигия, Пароста, Киммерий, Портакра, Бион, Илурат, Сатарха, Бадатий, Китей, Тасос, Аргода, Табана” (III, 6, 1-2; VI, 8, 3).

Стефан Византийский (III - IV вв.н.э. ). автор географического словника “Этника“, дошедшего в сокращении грамматика Гермалая, помещает Китей “ в Скифии”, отмечая, что “некоторые говорят есть два города Киты: этот в Европе”.

История исследования: Локализован Палласом П.С. (Паллас, 1883). Первый план городища составлен П.Дюбрюксом в 1820 г. Дюбрюкс ошибочно принял его за строительные остатки Акры. В 1927-1929 гг. исследования городища проводил Ю.Ю.Марти; в 1957 г. - Н.С.Белова (ЛОИА АН СССР) , с 1970 по 1973 гг. - С.С.Бессонова, с 1974 по настоящее время - Е.А.Молев (Новгородский гос. университет). Некрополь городища с 1989 г. изучается экспедицией В.А.Хршановского (Гос. музей истории религии, СПб), а некрополь Джург-Оба (к северу от городища) - А.Л.Ермолиным (Крымский филиал Института археологии НАН Украины).

 

Источник описания:

Отчет по теме «Выявление исследование и систематизация археологических памятников Крымского полуострова», Крымский филиал НАНУ, 2005 г., составители В.К. Голенко, С.Б. Ланцов.

 

Литература:

 

Археология СССР. том "Античные города Северного Причерноморья", М, "Наука" 1984, с. 71.

Белова Н.С. Археологические разведки в Китее // КСИА. Вып. 83. 1961.

Болгов Н.Н., Кравченко В.Л. Позднеантичный Китей: быт и повседневная жизнь //Проблемы истории и археологии Украины. Харьков, 1999.

Боспорские города. МИА.№8. 1958.

Гайдукевич В.Ф. Боспорское царство М.: Л. 1949.

Гайдукевич В.Ф. Некрополи некоторых боспорских городов // МИА.№ 69. 1959.

Дюбрюкс П.И. Описание развалин и следов древних городов и укреплений, некогда существовавших на европейском берегу Боспора Киммерийского // ЗОО. № 4. 1858.

Марти Ю.Ю. Городища Боспорского царства к югу от Керчи - Киммерик, Китей, Акра // ИТОИАЭ II (59). 1928.

Марти Ю.Ю. Раскопки Китея в 1928 г. // ИТОИАЭ. III. 1929.

Молев Е.А. (Информация в АО с 1970 по 1986 гг. М.)

Молев Е.А. Раскопки городища и некрополя Китея // Археологические исследования на Украине. Днепропетровск. 1980.

Молев Е.А.Археологические исследования Китея в 1970-1983 гг. // Археологические памятники Юго-Восточной Европы. Курск, 1985.

Молев Е.А. Боспорьске мiсто Кiтей IV-III ст. до н.е. // Археология. № 4. 1986.

Молев Е.А. Торговые связи боспорского города Китея // Торговля и мореплавание в бассейне Черного моря в древности и средние века. Ростов-на-Дону. 1988.

Молев Е.А. Монеты из раскопок Китея // Античный мир и археология. Саратов. № 7. 1990.

Молев Е.А. Греческое и варварское в некрополе Китея // Реконструкция древних верований. Л-д. 1990.

Молев Е.А., Сазанов А.В. Позднеантичные материалы из раскопок Китея // Вопросы истории и археологии Боспора. Белгород-Воронеж. 1991.

Молев Е.А. , Шестаков С.А. Некрополь Китея // Вопросы истории и археологии Боспора. Белгород-Воронеж. 1991.

Молев Е.А. Оборонительные сооружения Китея // История и археология Слободской Украины. Харьков. 1992.

Молев Е.А. Боспорьске мiсто Кiтей IV-III ст. до н.е. // Археология. № 4. 1986.

Молев Е.А. Раскопки Китея // Археологические исследования в Крыму. Симферополь. 1993.

Молев Е.А., Молева Н.В. О культе Афродиты в Китейском святилище // Вещь в контексте культуры. Спб. 1994.

Молев Е.А. Раскопки Китея // Археологические исследования в Крыму. 1994 год. Симферополь. 1997.

Молев Е.А., Молева Н.В. 25 лет Китейской экспедиции // Нижнегородские исследования по краеведению и археологии. Н.Новгород. № 1. 1996.

Молев Е.А. Денежное обращение в Китее // ПИФК. № 3. 1996.

Молев Е.А. Клейма Родоса из раскопок Нимфея //Боспорское царство как историко-культурный феномен. Спб. 1998.

Молев Е.А. Торговля Китея с Родосом // Нижнегородские исследования по краеведению и археологии. Н.Новгород. № 3. 1999.

Молев Е.А. Планы Китея, составленные П.Дюбрюксом и Ю.Ю.Марти, как источник по топографии города // Боспорский феномен. Спб. 1999.

Молев Е.А. Клейма Синопы из раскопок Китея // Нижнегородские исследования по краеведению и археологии. Н.Новгород. № 4. 2000.

Молева Н.В. О характере раннего Китейского святилища // Проблемы религиоведения и атеизма в музеях. СПб. 1989.

Молева Н.В. Терракоты Китейского зольника // Проблемы античной культуры. Симферополь. 1988.

Молева Н.В. О культовой принадлежности Китейского святилища // Археология и древние верования. СПб. 1990.

Молева Н.В. Китейское святилище // Реконструкция древних верований. СПб. 1990.

Молева Н.В. Антропоморфные памятники Китея // Вопросы истории и археологиии Боспора. Белгород-Воронеж. 1991.

Молева Н.В. О культовой принадлежности Китейского святилища III-I вв. до н.э. История и археология Слободской Украины. Харьков. 1992.

Молева Н.В. Материальные свидетельства культурных взаимодействий в Китейском святилище // Чужая вещь в культуре. СПб. 1995.

Молева Н.В. Китейское святилище // Ритуал и ритуальный предмет. СПб. 1996

Молева Н.В. Греческое и варварское в религиозном мировоззрении городской общины Китея // Идеология и политика в античной и средневековой истории. Барнаул. 1996.

Молева Н.В. О культе Афродиты в Китейском святилище // Боспор и античный мир. Н.Новгород. 1997.

Молева Н.В. Варварские элементы в обрядах Китейского святилища // Проблемы истории и творческое наследие С.А.Архангельского. Н.Новгород. 1997.

Молева Н.В. Терракотовая статуэтка Афродиты из Китейского святилища //Проблемы истории и творческое наследие Н.П.Соколова. Н.Новгород. 1998.

Молева Н.В. Некоторые итоги исследований Китейского святилища. Проблемы антиковедения и медиевистики. Н.Новгород. 1999.

Паллас П.С. Поездка во внутренность Крыма вдоль Керенского полуострова на остров Тамань // ЗООИД. Т.XIII. 1883.

Семичева Е.А. Граффити Китейского святилища // Боспор и античный мир. Н.Новгород. 1997.