|
Археологическая карта Крыма |
|
|
Эски-Кермен. Эски-керменское плато - обрывистая столовая
гора, вытянутая с севера на юг, протяженностью более километра, наибольшая ширина
170 м, площадь 8,5 га, а высота отвесных обрывов до 30 м. Наивысшая точка- в его
южной части, над седловиной. Здесь сходятся широкие и глубокие балки, обходящие
Эски-Кермен с востока и запада, хотя в этом месте склоны
кажутся гораздо ниже из-за поднимающихся к югу балок. С севера ведет к городищу
и огибает его западные склоны древняя ездовая дорога. Подходит она к южной оконечности
городища, где расположены его главные ворота. Крепость имела еще три входа. Две
пешеходные тропы подводили, к западной и восточной калиткам, третья вела к северному
дозорному комплексу. На юго-восточной
склоне расположен храм Трех Всадников. Он высечен в отдельной глыбе и имеет два
входа и небольшое окно. На северной стене просматривается фресковая роспись, нанесенная
по сырой штукатурке, с изображением трех святых всадников. Тот, что посредине, пронзает
копьем дракона. На крупе коня всадника, находящегося справа - фигурка подростка.
По разному исследователями трактуются эти фигуры. Есть мнение, в центре и справа
изображен святой великомученик Георгий Победоносец в образах, связанных с двумя
легендами: борьбе с дьяволом в облике змия, и чудесное спасение пафлагонского отрока из рук врагов. Всадник слева отождествляется
с одним из местных святых. Другие специалисты соглашаются, что всадник справа -
Георгий, в центральном же видят персонажа, также связанного в православной традиции
со змееборством. Это может быть Св. Федор Стратилат или
Прокопий. Слева предположительно Дмитрий Солунский. Под фреской надпись (частично сохранившаяся) на греческом
языке: "Изсечены святые мученики Христовы для спасения
души и отпущения грехов", с фрагментом даты - вероятнее всего конец XIII - XIV в. . В соседнем камне,
напротив северного входа - склеп, рядом, на площадке третьей каменной глыбы, вырублена
могила. Вокруг расположен ряд земляных склепов и грунтовых могил, что говорит и
о поминальном назначении храма. Эски-Керменский могильник обнаруженный на
юго-восточном склоне плато включает в себя склепы, грунтовые и подбойные могилы.
Укоренение христианства в Крыму стало причиной перемен в погребальном обряде. В
IX в. начинают вырубать в скалах гробницы и сооружать
в грунте плитовые могилы из хорошо отесанных известняковых камней. С Х в. жителей
города стали хоронить и в церковных усыпальницах на территории плато. Погребальный
инвентарь также изменился. Теперь он стал значительно беднее, из него исчезла жертвенная
пища, ранее сопровождавшая умершего. На южной окраине
Эски-Кермена, юго-западнее храма Трех Всадников, находятся
главные ворота города. К ним ведут сохранившиеся три марша змеевидной дороги. Видны
протертые в скале глубокие колеи от древних колес.Сделав
два крутых поворота, дорога подходила к краю обрыва, поднималась вверх на небольшую
площадку и лишь затем сворачивала к главным городским воротам. Перед воротами
и впереди верхнего марша дороги проходила передовая оборонительная стена (протейхизма), о чем красноречиво свидетельствуют вырубленные
в скале "постели" - углубления для установки нижнего ряда камней сооруения. Таким образом, последний марш дороги лежал между
протейхизмой и главной оборонительной стеной, следы которой
тоже хранит скала. Междустенное пространство являлось
своего рода коридором - глухим и высоким, запертым, помимо главных, еще двумя передовыми
двустворчатыми воротами - в начале и в конце марша. Только разрушив одну за другой
эти преграды под градом летящих сверху стрел и камней, противник мой подойти, наконец,
к третьим воротам, главным, тоже двустворчатым. Проем этих
ворот был пробит в массиве скалы, и от них начиналась главная улица Эски-Кермена. Непосредственно над воротами возвышалась башня,
по бокам - боевые площадки, на которых в более позднее время были возведены две
небольшие часовенки. Если неприятелю удавалось сюда пробиться, то он неизбежно попадал
под перекрестный обстрел сразу с трех сторон: с надвратной башни, с боевых площадок
и с главной оборонительной стены. В стенах коридора
(перед главной улицей) в разное время были вырублены пещеры различного назначения.
Одна из них, слева - сторожка, другая служила проходом в надвратную башню. Справа
в восточной стене - пещерный храм с крещальней. В древности
он имел два входа из преддверия (то есть с улицы) и окно между ними. В восточной
части храма расположен полукруглый выступ, перекрытый полукуполом (апсида) со ступенчатой
скамьей и епископским креслом посреди нее; в южной - полукруглая скамья, рядом с
ней купель. Плоский потолок поддерживали четыре колонны. Они не имели конструктивного
значения и поставлен были лишь с целью разделить помещение на три составные части
- широкую среднюю и боковые, более узкие, что придавало помещению некоторое сходство
с базиликой. Три остальных
помещения, идущие вдоль восточного края скалы справа от апсиды, имели вспомогательное
назначение. В одном из них прорублена во внешней стене дверь, через которую по деревянной
лестнице можно было спуститься на территорию могильника. Спуск вниз не мог сосуществовать
с обороной системой этого участка и возник уже после разрушения стен города. Вероятно,
к позднему времени существования Эски-Кермена относится
устройство могил и усыпальниц в северной стене храма. Восточная сторона оборонительной
системы плато начинается пещерным казематом из четырех помещений с бойницами. Пещеры
соединены попарно, каждая пара имеет отдельный вход сверху. Каземат здесь прикрывал
расселины, ведущие на плато. Сразу за этим
казематом каменная лесенка ведет в пещерный храм Успения. Без сомнения, первоначальное
назначение помещения было иным. Когда-то здесь была зерновая яма (ее отверстие сохранилось
и было перекрыто каменной плитой), потом цистерна для воды, затем обычное для всех
пещерных городов хозяйственное помещение с подвалом, где стояли небольшие пифосы,
судя по сделанным для них углублениям. Подвал перекрывался деревянным настилом.
От него сохранились пазы и углубления по краям выруба. В западном углу помещения
высечен тарапан - винодавильня. Алтарь храма
устроен в восточном углу и относится уже к последнему строительному периоду. В древности
алтарное полукружие отделялось деревяннщй преградой -
в полу и стенах сохранились гнезда для брусьев. На северо-восточной и западных стенах,
на потолке и в восточном углу сохранились следы фресковой росписи, датируемой рубежом
XIII-XIV вв. К этому же времени можно отнести и возникновение
храма. Основным мотивом фресковой росписи храма является изображение Успения Богоматери,
давшее современное, условное название церкви. В настоящее время фрески едва просматриваются.
Вдоль обрыва в северном направлении, расположены еще два пещерных каземата. Первый
состоит из оборонительных пещер, вырубленных как в массиве скалы, так и в отдельных
глыбах скал. Он защищал подступы на плато по расселине. Все пещеры сообщались между
собой дверьми и переходами с лестницами. С юга в каземат вел специальный тоннелеобразный
вход. Рядом с казематом сохранились остатки крепостной стены, сложенной из крупных
блоков тесаного известняка. Подобные стены некогда возвышались по всей линии оборонительной
системы Эски-Кермена, где сейчас прослеживаются лишь их
"постели". Следующий оборонительный
комплекс (также состоящий из нескольких пещерных сооружений) контролировал расселины
с севера и подступы к восточной пешеходной калитке. Лестница, подводившая к ней,
была под постоянным обзором защитников крепости. Остатки ее ступеней, вырубленных
в скале, сохранились до наших дней. В последний период существования городища казематы
использовались для хозяйственных нужд, для чего в них были высечены дополнительные
выемки, зерновые ямы и цистерны. Западнее каземата
раскопаны жилые наземные постройки - остатки двух домов, разделенных переулком.
Жилые дома исследованы и севернее, где хорошо сохранились нижние ряды каменных кладок
и скальные вырубки хозяйственного назначения трех отдельных дворов. В некоторых
случаях это погреба, где высечены углубления для установки пифосов. Рядовая усадьба
эскикерменца была отделена от узких и пустынных улочек
высоким и глухим каменным забором. Низкая калитка со сводчатым перекрытием вела
в маленький двор. Его со всех сторон обступали различные надворные постройки. В
этих двориках и протекала вся хозяйственная жизнь горожанина. Здесь же под деревянным
навесом помещался домашний скот. Каждый дом имел вместительную кладовую или вырубленный
в скале подвал, куда спускались по деревянной лестнице и где хранилось зерно - в
огромных сосудах (пифосах) или в крупных амфорах, служивших также тарой для вина
и масла. Здесь же держали запас питьевой воды. Собственно жилой дом, расположенный
в глубине двора, состоял из нескольких помещений, частью двухэтажных с двускатными
или односкатными черепичными перекрытиями. Черепица во время раскопок найдена в
большом количестве. Нижний этаж был всегда каменный. Верхний, куда вела каменная
или деревянная лестница, - с деревянным каркасом, заполненным саманными кирпичами.
Здесь были жилые комнаты, стены которых обмазывались глиной, а затем белились. Второй
этаж, как правило, имел балконы. Все жилища в конце XIII
в. погибли в огне сильного пожара. Из некоторых домов люди даже не успели выскочить.
Во время раскопок под их развалинами было найдено восемь обгоревших человеческих
костяков взрослых и детей, что свидетельствует о внезапном нападении неприятеля. Посреди жилых
кварталов, на самом высоком месте плато располагалась базилика. В плане храм прямоугольный.
Два ряда колонн разделяли его на три удлиненных помещения, из которых среднее было
выше и почти вдвое шире боковых. Заканчивалось оно алтарным полукружием - апсидой.
С западной стороны находился поперечно расположенный притвор. Время возникновения
храма до сих пор спорно, многие исследователи относили его к VI в. Исследования последних лет дали археологический материал,
позволяющий считать, что появился он не ранее VI в., после
чего неоднократно перестраивался. В последний строительный период в юго-западной
части основного помещения возникает часовня, пристроенная к северному плечу храма.
Это прямоугольная в плане постройка, на востоке оканчивающаяся полукруглой апсидой.
Часовня была оштукатурена и расписана фресками, имела черепичную крышу и вымощенный
керамическими плитками пол. Вокруг часовни могилы, к стенам бывшего храма пристроены
семейные усыпальницы. Часовня погибла в XIII в. К западу от
храма, у западных обрывов городища, раскрыта недавними раскопками еще одна усадьба.
Расчищено двукамерное помещение; полом его служила подрубленная
скала. В полу цистерна и целая система желобков для стока дождевой воды. Крыша была
черепичной, о чем свидетельствовали многочисленные обломки черепицы в руинах построек.
Возникла усадьба в XII в., разрушена в XIII. Черепица, рухнувшая на пол в результате сильного пожара,
окрасилась от гари в черный цвет. Остальные помещения на этом участке еще не раскопаны. Снабжал водой
жителей Эски-Кермена в случае угрозы городу так называемый
"осадный колодец". Запас воды составлял около 70-75 куб. м. На поверхность
плато драгоценная жидкость доставлялась вручную, по лестнице, в начале которой вырублена
большая пещера с дверным проемом. Здесь, вероятно, находилась стража, охранявшая
вход в стратегически важный объект. Колодец сооружен одновременно с крепостью и
разрушен в момент ее гибели. Осаждавшие Эски-Кермен пробили,
соединив колодец с естественной пещерой. В результате он стал доступен извне снизу.
Но им пользовались и после гибели фортификационных сооружений Эски-Кермена, вплоть до конца XVIII
в. Вода в колодец продолжает поступать и в настоящее время, но в значительно меньших
количествах. Городище с
востока на запад пересекает невысокий вал - остатки стены - отделяющей застроенную
часть города от обширного пустыря. Незастроенная территория внутри стен Эски-Кермена служила в качестве резерва защищенной площади и
убежища для жителей долины на случай военной опасности. В мирное время здесь мог
расположиться шумный базар, шатры или легкие временные постройки ремесленников,
тут же, на месте изготовления, сбывавшие свои товары. Плато имеет
естественный доступ с севера. Поэтому здесь был сооружен дозорный комплекс, с площадки
которого просматривается весь район предгорья, подступы к городищу и огибающие его
с запада и востока балки. По ее краям -глубокие выемки для крепления деревянного
парапета, за которым могли укрыться защитники крепости. Северная часть плато заканчивается
пятью небольшими, оторванными друг от друга скальными глыбами, с которыми площадка
в древности сообщалась при помощи деревянных перекидных мостиков. Вырубки от них
хорошо сохранились до наших дней. Западнее городища,
на другой стороне балки, на плато соседнего мыса, высятся руины средневековой башни
с воротами - остатки укрепленного замка Кыз-Куле (Девичья
башня). С юга к башне по плато Топшан вела ездовая дорога,
которую перед воротами пересекал неглубокий ров, вырубленный в скале; переезжали
через него по деревянному мостику. В замке видны следы построек. Около башни раскопана
миниатюрная одноапсидная часовня (функционировавшая с
XI по XIII в), внутри которой
вырублены усыпальницы. Укрепление, возникнув в конце IX-начале Х вв., погибло от
сильного пожара в конце XIII-начале XIV в. На месте бывшего
села Крепкого (до 1944 г. - Черкес-Кермен), в балке к
северо-западу от Кыз-Куле, большое сельское поселение,
разрушенное в более позднее время. В обрывах скал, окружавших его ущелий высечено
много искусственных пещер, приспособленных для хозяйственных нужд. В одной из скал
на южной окраине села - небольшая пещерная церковь с остатками фресковой росписи
XII- XIV вв. В литературе она
называется храмом Донаторов, т. е. дарителей. На стенах сохранились фрагменты фресковой
росписи (изображение Христа и евангельские сюжеты). В нише на западной стороне храма
- изображение князя, его семьи и святых, ее покровителей. Вероятно, храм принадлежал
князю, сидевшему на Кыз-Куле. Как уже упоминалось, Эски-Кермен и близлежащие сельские поселения и усадьбы погибли
в самом конце XIII в. под ударом орды Ногая. После этого население вернулось на прежнее пепелище,
пытаясь возродить на нем жизнь. Но прежнего расцвета достичь уже не удалось. Источник описания: http://crimeagold.com.ua/monuments/eskikermen.htm Литература: Айбабин А.И. Основные этапы истории
городища Эски-Кермен // Материалы по археологии, истории,
этнографии Таврии.-1991.-Вып.2. Боданинский У.А. Черкез-керменское укрепление Кыз-Куле
по разведкам 1933 г. // Известия Государственной академии истории материальной культуры.-1935.-Вып.117. Веймарн Е.В. Оборонительные сооружения
Эски-Кермена (опыт реконструкции) // История и археология
средневекового Крыма.-М.,1958. Веймарн Е.В. Жилые усадьбы Эски-Керменского городища //Византия и ее провинции.-Свердловск, 1982. Герцен А.Г.,
Могаричев Ю.М. Эски-Кермен.-Симферполь,
1995 Паршина Е.А.
Эски-Керменская базилика // Архитектурно-археологические
исследования в Крыму .-К., 1988. Эрнст Н.Л.
Эски-Кермен и пещерные города Крыма//ИТОАИЭ.-1929.-Т.З. |