|
Археологическая карта Крыма |
|
|
Склеп Деметры. Ярким
образцом декоративной живописи с чисто мифолотическими
сюжетами росписи, выполненной в так называемом цветочном стиле, наиболее
характерном для боспорской живописи I - II вв. н. э., является так называемый склеп Деметры,
открытый в Керчи в Склеп
представляет собой почти квадратную в плане комнату (2.20 х
Полукруглое
поле стены (люнетка) над входом расписана
изображением пышных ярких гирлянд, состоящих из растительных веток,
скомбинированных с различными плодами (груши, яблоки, гранаты). Все это должно
было символизировать райскую обитель блаженных, в которую попадают души после
смерти. Противоположная
люнетка занята изображением мифологической сцены
увоза Персефоны, дочери богини Деметры, похитившим ее богом преисподней-
Плутоном. Все свободное пространство люнетки, не
занятое фигурами, заполнено, как и на потолке, разбросанными лепестками и
листьями. В
колеснице, запряженной четверкой коней, стоит полуобнаженный Плутон,
придерживающий маленькую куклообразную фигурку
Персефоны. Над лошадьми видна миниатюрная фигурка парящего в воздухе возничего,
который держит в одной руке поводья, в другой - кнут. Внешность Плутона имеет
восточные черты: лицо обрамлено густой окладистой бородой, сливающейся с пышной
курчавой шевелюрой. Сводчатый
потолок склепа украшен изображением растительных гирлянд, плодов, перехваченных
лентой, пучков маков и птиц, сидящих на гирляндах. В центральной части свода
находится круглый, окаймленный венком медальон, внутри которого на темнооливковом голубоватом фоне написано погрудное изображение богини Деметры. Пышные каштановые
волосы окаймляют строгое лицо богини и падают на плечи. Шея охвачена золотым
ожерельем, ниже видна часть синего хитона, покрывающего плечи и грудь. Сжатые
губы, широко открытые скорбные глаза, устремленный вдаль взор убедительно и с
большой экспрессией передают душевное состояние матери, бродящей в поисках за
дочерью и напряженно вглядывающейся вдаль. Высокое
мастерство, с каким написана Деметра, заставляет вспомнить о существовании в
Пантикапее живописцев-портретистов. Очевидно, в этом жанре там работали
художники, вполне владевшие лучшими традициями эллинистического искусства, что
нашло свое отражение и в работе мастера, рисовавшего Деметру. В ином
стиле выполнена картина увоза Персефоны. Здесь наблюдаются значительная
обобщенность и плоскостность фигур, стремление к геометризации форм,
несоблюдение пропорций и, как следствие этого, анатомические неправильности.
Вместе с тем художник старается тщательно передать некоторые детали, которыми
он как бы желает подчеркнуть реальность изображенных образов и предметов
(таковы узоры на колеснице, кнут и поводья в руках возничего и т. д.). Картина
выполнена мастером, у которого античные греческие приемы живописи уже в
значительной мере переработаны в духе боспорского
искусства, формировавшегося под всё более усиливавшимся влиянием местных
вкусов. Так происходило, впрочем, всюду, где античный. греко-римский мир -тесно соприкасался с
варварскими обществами. Склеп Деметры, как одно из немногих исключений, был
открыт неразграбленным. Вдоль
боковых, восточной и западной, стен стояли деревянные саркофаги. Возле
восточного саркофага найдены синий с белыми пятнами стеклянный сосуд,
украшенный рельефными орнаментами (произведение сидонской
фабрики в Сирии), а также высокий бронзовый канделябр и лежавшая рядом с ним
серебряная раковина; два золотых перстня обнаружены под саркофагом. Около
западного саркофага оказались: погребальный золотой лавровый венок, золотые
дутые бусы и две золотые бляшки, воспроизводящие монеты начала 1 в. н. э., а
также сосуд из бледнозеленого стекла с рельефными
украшениями, подобный тому, что стоял с восточной стороны. Первые захоронения были совершены в склепе еще до середины I в. н. э., но несколько позднее
(вероятно, в конце этого же столетия), при повторном использовании склепа прах
ранее погребенных людей был изъят из саркофагов и сложен в преддверие склепа, а
в саркофаги были помещены новые покойники. Вместе с ними появилась в склепе лошадиная уздечка,
которая была повешена на одну из стен. Источник описания: В.Ф. Гайдукевич «Боспорское
царство», изд. АН СССР, Москва, Ленинград,1949, с. 405-408. Литература: В.Ф. Гайдукевич «Боспорское
царство», изд. АН СССР, Москва, Ленинград,1949, с. 405-408. |