|
Археологическая карта Крыма |
|
|
Чуфут-Кале. Средневековое
городище Чуфут-Кале расположено на мысовом плато, высотой
над уровнем моря до 540 м. Общая площадь - 38 га. С трех сторон плато ограничено
высокими отвесными обрывами. Городище делится
на три части, отражающие различные периоды его существования: Бурунчак (с крымскотатарского букв.
"носик", "мысок"), незастроенная часть городища; "Старый
город" и "Новый город". Крепость возникла, согласно одному мнению,
в VI в., согласно другому - в более позднее время - в
IX-XI в. В свете новейших исследований предпочтительна
первая версия. Впервые в письменных
источниках крепость упоминается в конце XIII в.
(1298/99 г.) Под именем Кырк-Ор (Сорок замков) она названа
в числе поселений на полуострове, подвергшихся нападению эмира Ногая в ходе междоусобной войны в Золотой Орде. Не исключено,
что именно она подразумевается в сочинении монаха Рубрука,
проезжавшего через Восточный Крым в 1253 г. Рубрук упоминает
о неких сорока замках, расположенных между Судаком и Херсоном (Херсонесом). Возможно,
что автор буквально истолковал перевод названия, сообщенного ему на незнакомом для
него языке. В 1321 г. арабский географ Абульфеда писал,
что Кырк-Ор используется аланами как убежище на случай
нападения врагов. В середине XIV в., в правление золотоордынского
хана Джанибека, крепость была захвачена татарами, владетелями
ее становятся беи (князья) Яшлавские. В период распада
Золотой Орды (вторая половина XIV - начало XV вв.) крепость служила резиденцией некоторых претендентов
на ханский престол. В период образования
независимого от Золотой Орды Крымского ханства, с 30-х гг. XV
в. до начала XVI в., Кырк-Ор
служит резиденцией его правителя. О росте города в это время свидетельствует ярлык
(грамота) основателя ханства Хаджи-Гирея, упоминающая
в 1459 г., кроме мусульманской и христианской общин, иудейскую (караимскую?). Позже,
в ярлыке следующего хана Менгли-Гирея, упоминается еще
и армянская община. С 1454 г. существует монетный двор, выпускающий монету, на которой
указывается название города. Перестраивается мечеть, основанная, вероятно, еще в
середине XIV в.,реконструируется
оборонительная система. В начале XVI в., в связи с изменением политической обстановки, ханская
резиденция переносится сначала в Салачик (Староселье), а затем в Бахчисарай. Кырк-Ор
сохраняет значение укрепленного убежища, в котором ханы укрывались во время внутренних
распрей и внешних нападений. В конце XVI - начале XVII в. татары покинули крепость, здесь остаются караимы и армяне,
а к середине XVII в. только караимская община. С этого
времени название "Кырк-Ор" меняется на
"Кале" (впервые упоминается в 1608 г.), и вскоре приобретает форму
"Чуфут-Кале" (Иудейская крепость). Местные караимы
занимались ремеслами и торговлей. В Бахчисарае, где они держали лавки, им разрешалось
находиться только до захода солнца, на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. В конце XVIII в. здесь
еще насчитывалось около 200 домов, что могло соответствовать численности населения
до 1000-1200 человек. После присоединения Крыма к России жители начинают покидать
Чуфут-Кале, переселяясь в основном в приморские города
- Евпаторию и Феодосию. В Евпаторию в начале XIX в. было
переведено караимское духовное правление и типография. К середине XIX в. город почти полностью опустел. Основная причина - отсутствие
на плато питьевой воды и недостаток пригодных для обработки участков земли. Кроме
того, после включения Крыма в состав России в 1783 г. с караимов был снят запрет
на жительство в Бахчисарае, где ранее они могли только держать торговые лавки. Руины древнего
города уже в XIX в. становятся местом прогулок любителей
природы и истории. Чуфут-Кале посещали известные писатели
и поэты: А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский,
А.М. Горький, А.Н. Толстой, В.А. Луговской, Джеймс Олдридж, А.Г. Битов; художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А.
Серов и др. Недалеко от
Чуфут-Кале, в обрыве ущелья, названного в честь Марии-Богородицы,
располагается православный Успенский монастырь. Он неоднократно упоминается в документах
XVI - XVII вв. Русское правительство
пыталось через него укрепить свое влияние на христианское население Крыма. Важную
роль он сыграл в период переселения христиан с полуострова в 1778 г. Именно выходцы
из ущелья Марьям-дере основали наиболее значительное поселение
на северном берегу Азовского моря, превратившееся в город Мариуполь. После выхода
христиан монастырь пустовал до 1850 г. В 15 августа, в день престольного праздника
Успенья, состоялось торжественное открытиеУспенского скита.
Количество монахов в нем к концу XIX в. достигало 30.
Существовало 5 храмов. Самый древний из них, пещерный, в честь Успения Богоматери,
венчал монастырский ансамбль. Он находился почти на половине высоты отвесного скального
обрыва ущелья. Другая пещерная церковь во имя святого Марка была создана в 1859
г. На площадке под скальным навесом в 1857 г. была возведена церковь святых. Константина
и Елены. На противоположной стороне ущелья высился храм Георгия Победоносца
(1875 г.). И, наконец, на нижней площадке, у дороги, ведущей в Чуфут-Кале в 1896 г. появился храм св. Иннокентия Иркутского,
заложенный в память инициатора восстановления православных святынь Крымаархиепископа Иннокентия. В 1922 г. советская
власть ликвидировала Успенский скит. Более 70 лет он пребывал в запустении. После возвращения
монастыря епархии, с 1993 г., здесь ведутся большие ремонтные и строительные работы,
по сути дела воссоздавшие монастырь в новом облике. Пристроенные к скале стены с
оконными переплетами, прикрыли гроты в подножье обрыва, придававшие ранее этому
месту облик истинно пещерной пустыни. Источник описания: http://crimeagold.com.ua/monuments/hututkale.htm Литература: Айбабин А.И. Этническая история
ранневизантийского Крыма. - Симферополь, 1999. Баранов И.А.
Таврика в эпоху раннего средневековья. - Киев, 1990 Герцен А.Г.,
Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. - Симферополь,
1993. Герцен А.Г.,
Могаричев Ю.М. Восточная оборонительная стена Чуфут-Кале //Бахчисарайский историко-археологический сборник.
- Вып. II. - Симферополь,
2001. Якобсон А.Л.
Средневековый Крым. - М.; Л., 1964 Якобсон А.Л.
О раннесредневековых крепостных стенах Чуфут-Кале //Краткие
сообщения Института археологии СССР. 1974. Вып. 140. |