Археологическая карта Крыма

Начальная страница.  О проекте. Обратная связь. 

Чуфут-Кале.

 

Средневековое городище Чуфут-Кале расположено на мысовом плато, высотой над уровнем моря до 540 м. Общая площадь - 38 га. С трех сторон плато ограничено высокими отвесными обрывами.

Городище делится на три части, отражающие различные периоды его существования: Бурунчаккрымскотатарского букв. "носик", "мысок"), незастроенная часть городища; "Старый город" и "Новый город". Крепость возникла, согласно одному мнению, в VI в., согласно другому - в более позднее время - в IX-XI в. В свете новейших исследований предпочтительна первая версия.

Впервые в письменных источниках крепость упоминается в конце XIII в. (1298/99 г.) Под именем Кырк-Ор (Сорок замков) она названа в числе поселений на полуострове, подвергшихся нападению эмира Ногая в ходе междоусобной войны в Золотой Орде. Не исключено, что именно она подразумевается в сочинении монаха Рубрука, проезжавшего через Восточный Крым в 1253 г. Рубрук упоминает о неких сорока замках, расположенных между Судаком и Херсоном (Херсонесом). Возможно, что автор буквально истолковал перевод названия, сообщенного ему на незнакомом для него языке. В 1321 г. арабский географ Абульфеда писал, что Кырк-Ор используется аланами как убежище на случай нападения врагов. В середине XIV в., в правление золотоордынского хана Джанибека, крепость была захвачена татарами, владетелями ее становятся беи (князья) Яшлавские.

В период распада Золотой Орды (вторая половина XIV - начало XV вв.) крепость служила резиденцией некоторых претендентов на ханский престол.

В период образования независимого от Золотой Орды Крымского ханства, с 30-х гг. XV в. до начала XVI в., Кырк-Ор служит резиденцией его правителя. О росте города в это время свидетельствует ярлык (грамота) основателя ханства Хаджи-Гирея, упоминающая в 1459 г., кроме мусульманской и христианской общин, иудейскую (караимскую?). Позже, в ярлыке следующего хана Менгли-Гирея, упоминается еще и армянская община. С 1454 г. существует монетный двор, выпускающий монету, на которой указывается название города. Перестраивается мечеть, основанная, вероятно, еще в середине XIV в.,реконструируется оборонительная система.

В начале XVI в., в связи с изменением политической обстановки, ханская резиденция переносится сначала в Салачик (Староселье), а затем в Бахчисарай. Кырк-Ор сохраняет значение укрепленного убежища, в котором ханы укрывались во время внутренних распрей и внешних нападений. В конце XVI - начале XVII в. татары покинули крепость, здесь остаются караимы и армяне, а к середине XVII в. только караимская община. С этого времени название "Кырк-Ор" меняется на "Кале" (впервые упоминается в 1608 г.), и вскоре приобретает форму "Чуфут-Кале" (Иудейская крепость). Местные караимы занимались ремеслами и торговлей. В Бахчисарае, где они держали лавки, им разрешалось находиться только до захода солнца, на ночь нужно было возвращаться в Чуфут-Кале. В конце XVIII в. здесь еще насчитывалось около 200 домов, что могло соответствовать численности населения до 1000-1200 человек. После присоединения Крыма к России жители начинают покидать Чуфут-Кале, переселяясь в основном в приморские города - Евпаторию и Феодосию. В Евпаторию в начале XIX в. было переведено караимское духовное правление и типография. К середине XIX в. город почти полностью опустел. Основная причина - отсутствие на плато питьевой воды и недостаток пригодных для обработки участков земли. Кроме того, после включения Крыма в состав России в 1783 г. с караимов был снят запрет на жительство в Бахчисарае, где ранее они могли только держать торговые лавки.

Руины древнего города уже в XIX в. становятся местом прогулок любителей природы и истории. Чуфут-Кале посещали известные писатели и поэты: А.С. Грибоедов, Адам Мицкевич, В.А. Жуковский, Леся Украинка, М.М. Коцюбинский, А.М. Горький, А.Н. Толстой, В.А. Луговской, Джеймс Олдридж, А.Г. Битов; художники И.Н. Крамской, И.Е. Репин, В.А. Серов и др.

Недалеко от Чуфут-Кале, в обрыве ущелья, названного в честь Марии-Богородицы, располагается православный Успенский монастырь. Он неоднократно упоминается в документах XVI - XVII вв. Русское правительство пыталось через него укрепить свое влияние на христианское население Крыма. Важную роль он сыграл в период переселения христиан с полуострова в 1778 г. Именно выходцы из ущелья Марьям-дере основали наиболее значительное поселение на северном берегу Азовского моря, превратившееся в город Мариуполь.

После выхода христиан монастырь пустовал до 1850 г. В 15 августа, в день престольного праздника Успенья, состоялось торжественное открытиеУспенского скита. Количество монахов в нем к концу XIX в. достигало 30. Существовало 5 храмов. Самый древний из них, пещерный, в честь Успения Богоматери, венчал монастырский ансамбль. Он находился почти на половине высоты отвесного скального обрыва ущелья. Другая пещерная церковь во имя святого Марка была создана в 1859 г. На площадке под скальным навесом в 1857 г. была возведена церковь святых. Константина и Елены. На противоположной стороне ущелья высился храм Георгия Победоносца (1875 г.). И, наконец, на нижней площадке, у дороги, ведущей в Чуфут-Кале в 1896 г. появился храм св. Иннокентия Иркутского, заложенный в память инициатора восстановления православных святынь Крымаархиепископа Иннокентия.

В 1922 г. советская власть ликвидировала Успенский скит. Более 70 лет он пребывал в запустении.

После возвращения монастыря епархии, с 1993 г., здесь ведутся большие ремонтные и строительные работы, по сути дела воссоздавшие монастырь в новом облике. Пристроенные к скале стены с оконными переплетами, прикрыли гроты в подножье обрыва, придававшие ранее этому месту облик истинно пещерной пустыни.

 

 

Источник описания:

http://crimeagold.com.ua/monuments/hututkale.htm

 

 

Литература:

 

Айбабин А.И. Этническая история ранневизантийского Крыма. - Симферополь, 1999.

Баранов И.А. Таврика в эпоху раннего средневековья. - Киев, 1990

Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Крепость драгоценностей. - Симферополь, 1993.

Герцен А.Г., Могаричев Ю.М. Восточная оборонительная стена Чуфут-Кале //Бахчисарайский историко-археологический сборник. - Вып. II. - Симферополь, 2001.

Якобсон А.Л. Средневековый Крым. - М.; Л., 1964

Якобсон А.Л. О раннесредневековых крепостных стенах Чуфут-Кале //Краткие сообщения Института археологии СССР. 1974. Вып. 140.