Памятник
археологии –
греко-скифское
городище Чайка»
середина
IV в до н. э. - 70-е
гг. III в. до н.э.;
сер. III в. до н.э.-
сер. II в. до н.э.;
сер. II в. до н.э.- 30-е
гг. I в н.э.; V-VII вв.; VIII - IX
вв.; XII-XV вв.
Расположен
в АР Крым, г.
Евпатория,
пгт. Заозерное,
к западу от
пансионата
«Лучистый». Государственный
учетный № 52-Н. Постановка
на гос. учет - Решение
Крымского
облисполкома
от 05.09.1969 г. № 595.
Историческая
справка.
Городище
«Чайка» было
открыто
весной 1959г. в песчаном
карьере.
Тогда же
летом были
проведены
разведочные
раскопки
Скифским отрядом
Крымской
экспедиции
института
археологии
АН СССР под
руководством
А.Н.Карасева.
С 1963г. ведутся
ежегодные
раскопки. С 1967г.
по 1986г.
Крымской
экспедицией
от исторического
факультета
МГУ
руководила
И.В.Яценко. 1987г.
по настоящее
время
руководителем
является
Е.А.Попова.
Городище
«Чайка»
представляет
собой
многослойный
археологический
памятник, что
было выяснено
уже в начале
раскопок. Его
существование
относится к
двум
основным
периодам – греческому
и так
называемому
позднескифскому.
Греческий
период.
Городище
возникло как
колония
Херсонеса
примерно в
середине IV в. до
н.э.
Поселение
представляло
собой прямоугольное
сооружение
площадью 5000 м², состоявшее
из
фортификационной
системы (оборонительные
стены, башни)
и внутренней застройки.
Оборонительные
стены и башни
возведены в
традициях
греческой
архитектуры
из квадров
местного
известняка.
Башен было
семь. Они также
строились из
хорошо
отесанных,
плотно
пригнанных
квадров.
Возведение
подобной
системы
фортификации,
несомненно,
было под силу
только
государственным
властям Херсонеса.
Внутренняя
застройка
состояла в
основном из
домов, стены
которых
строились из
камня и
сырцовых
кирпичей.
Первый
период
пребывания
греков на
городище
датируется
серединой –
концом IV в. до
н.э. В это
время вдоль
восточной
оборонительной
стены
функционировало
два ряда
подвальных
помещений,
представлявших
собой
хозяйственные
склады для хранения
продуктов. Об
этом
свидетельствуют
большие
размеры этих
помещений,
наличие
широких
дверных
проемов (1,5 м) и ям для
установления
сосудов, в
которых хранилось
зерно, вино,
оливковое
масло и т.д.
(пифосы,
амфоры). В конце
IV в. до
н.э.
поселение
гибнет, о чем
говорят мощные
слои пожаров.
Второй
греческий
период
начинается
на рубеже IV – III вв. до
н.э. Прежде
всего он
характеризуется
изменением
функций
бывших
складских помещений
вдоль
восточной
оборонительной
стены. Каждое
из них
делится
тонкими перегородками
на два
помещения,
дверные проемы
частично
закладываются,
намазываются
глинобитные
полы,
устраиваются
очаги. Другими
словами, эти
комнаты
приспосабливаются
под жилье.
По-видимому,
одновременно
начинается
постройка
усадеб, на
которые, в
итоге,
делится все
поселение.
Открыто три
усадьбы: так
называемое
здание III в. до
н.э. или
усадьба №1,
усадьбы №2 и №3.
Усадьбы, площадью
около 300 – 400 м² имели
различную
планировку и,
видимо,
различную
специализацию.
Здание III в. до
н.э.,
находившееся
в
северо-западной
части
городища,
было
спланировано
как замкнутый
прямоугольник,
где вдоль
оборонительных
стен были
расположены
помещения
различного
назначения.
Был открыт
склад с врытыми
пифосами,
кухня с двумя
очагами,
вымощенное
камнем
помещение
для
содержания
скота. Во
дворе
находился
колодец.
Примерно в середине
III в. до
н.э. в
юго-восточную
часть
усадьбы была встроена
башня.
Усадьба
№2, с юга
примыкавшая
к зданию III в. до
н.э.,
принадлежала,
вероятно,
хозяину,
связанному с
виноградарством
и виноделием.
Открыты
помещения с
тарапаном,
пифосами, а
также помещения
типа навесов
для хранения
урожая
винограда.
Усадьба
№3,
примыкавшая
углом к
усадьбе №2, была
необычной по
планировке, в
том смысле,
что она имела
два двора –
один, вымощенный
камнем, куда
выходили
жилые и хозяйственные
помещения, а
второй двор с
земляным
полом,
выполнял
роль
производственной
площади. На
него
выходили
открытые помещения
типа навесов,
в одном из
которых был найден
склад
сырцовых
кирпичей in situ.
В конце
первой
четверти III в. до
н.э. (примерно
70-е гг.) усадьбы
прекращают свое
существование,
о чем
свидетельствуют
материалы
керамической
эпиграфики.
Следы
пожаров,
наличие
стрел
скифского
типа свидетельствуют
о военном
нападении
скифов-кочевников.
Жизнь на
греческом
поселении
возрождается
к середине III в. до
н.э. и
продолжается
приблизительно
до середины II в. до
н.э. К этому
времени
относится
постройка и
функционирование
башни в
усадьбе №1, а также
ряд построек
на месте
усадьбы №2. О
том, что в это
время греческое
поселение
продолжает
существовать,
свидетельствует
керамический
материал, в
частности,
обломки
чернолаковой
посуды.
Однако оно,
видимо,
сильно
сокращается в
размерах.
Вещественные
находки ярко
характеризуют
облик
греческой
материальной
культуры
эллинистического
периода. Это,
прежде всего,
керамический
комплекс,
включающий
самые разные
категории
посуды –
тарной, кухонной,
столовой.
Тарная
керамика
представлена
пифосами и
амфорами
различных центров
– Гераклеи,
Синопы,
Фасоса,
Херсонеса,
Коса, Книда.
По комплексу
керамических
клейм, в
основном
амфорных, а
также
черепичных,
определяются
даты
существования
греческого
поселения.
Важными для
датировок
являются чернолаковые
сосуды.
Нумизматические
материалы представлены
монетами
Керкинитиды
и Херсонеса,
относящиеся
к IV – III вв. до
н.э.
О
хозяйственной
деятельности
населения как
земледельцев
и
виноградарей
свидетельствуют
находки
орудий труда:
зернотерок,
жерновов и
т.д.
Археологические
находки
позволяют в
какой-то мере
судить и о
духовной
жизни, религиозных
представлениях
греческого
населения. О
том, что
грамотность
была
достаточно
распространена,
говорят
граффити и
дипинто на
керамике,
часто
встречающиеся
в слоях
городища. На
чернолаковых
сосудах это,
в основном,
видимо,
посвящения
божествам. На
тарной
керамике
надписи
обозначали
либо объем
сосуда, либо
стоимость
его
содержимого –
вина и т.д.
Предметы
искусства,
обнаруженные
в слоях городища,
демонстрируют
пантеон,
который почитался
греками
Чайкинского
поселения. В 1965,
1993 и 1996 гг. были
найдены
каменные
рельефы,
изображающие
греческого
бога-героя Геракла.
На одном из
них он
возлежит на
шкуре льва, в
руке его
чернолаковый
канфар, на
втором герой
изображен
стоящим, с
палицей на плече
и
перекинутой
через левую
руку шкурой
немейского
льва. Оба
рельефа
размерами
около 30 х 50 см. Третий
рельеф,
миниатюрный,
10 х 18 см,
воспроизводит
Геракла
также
стоящим, опирающимся
на палицу, со
шкурой льва и
ритоном в
руке.
Поклонение
Чайкинского
населения
Гераклу не
удивительно,
так как
метрополией
поселения
был Херсонес,
имевший, в
свою очередь,
метрополией
Гераклею.
Почитались
здесь и
божества, связанные
с
плодородием -
Деметра,
Кора-Персефона,
Кибела.
Терракотовые
изображения этих
богинь
довольно
часто
встречаются
в материалах
городища.
Видимо,
почитался и
Дионис, как
бог
виноделия,
что не
удивительно,
так как на
городище
открыты
винодельни.
Большая
статуэтка (30 см высотой)
этого бога
стояла в нише
в одном из
помещений у
восточной
оборонительной
стены. Кроме
того, есть терракоты
Афродиты и
Эрота-Танатоса.
Культы
отправлялись
как в
домашних
святилищах,
так и в
небольших
храмах. Два
небольших
храма были
открыты у
Западной
оборонительной
стены. Они
существовали
в разное время.
Более ранний
храм
находился
вблизи башни
– боевой
платформы,
фланкировавший
с юга въездные
ворота на
поселение. Он
датируется
второй
половиной IV в. до
н.э.
Второй
храм у
юго-западной
башни был
построен на
рубеже IV – III вв. до
н.э. и
функционировал
в течение
всего усадебного
периода, то
есть до 70 –60 х
гг. до н.э.
Одной из
самых
замечательных
находок является
статуэтка из
латуни, так
называемая «амазонка».
Греческое
поселение
«Чайка» ярко
демонстрирует
возможности
археологического
материала
для
воссоздания
социально-экономических
процессов и
исторических
интерпретаций.
Весь облик
поселения
первого,
«государственного»
периода (с середины
IV – до
рубежа IV – III вв. до
н.э.)
указывает на
то, что
поселение
служило
центром
дальней
земледельческой
хоры
Херсонеса,
куда
свозились
продукты с небольших
усадеб,
открытых
недалеко от
«Чайки», и
где они хранились
перед
отправкой в
Херсонес. В
конце IV в. до н.э.
государственное
поселение
разрушается
и на его
месте
появляется
другое, как блок
усадеб
отдельных
хозяев. То
есть, первоначальных
функций она
больше не несет,
а становится
прибежищем
группы частных
лиц. Причиной
такой
перемены
статуса поселения,
видимо, были
политические
события, в
результате
которых
возникла
необходимость
установления
так
называемой
присяги
херсонесцев.
Какая-то
группа
оппозиционных
государству
лиц
выселилась
из Херсонеса
и, захватив
дальнюю его
хору в
Северо-западном
Крыму,
отторгла эти
земли. Во
избежание
повторения
подобных
инцидентов и
была принята
присяга, в
которой
граждане
клянутся не
отдавать
земли «ни
греку, ни
варвару».
Третий
период
существования
греческого
поселения
связан,
видимо, с
потомками
населения
«усадебного»
периода.
Оканчивается
он к середине
II в. до
н.э. Жизнь
здесь просто
угасает.
Археологические
материалы не
дают
сколько-нибудь
внятных
свидетельств
о причине
прекращения
существования
греческого
поселения.
Позднескифский
период.
В
середине II в. до
н.э.
территорию,
оставленную
греками, занимают
так
называемые
поздние
скифы. Они строят
свое
укрепленное
поселение,
разительно
отличающееся
техникой
строительства
от греческого.
Поздние
скифы строят
из
необработанного
дикарного
камня на
глиняном
растворе,
причем
постройки
возводятся
полностью из
камня, без
применения
сырцовых
кирпичей.
Планировка
позднескифского
поселения
напоминает
греческую:
вдоль
оборонительных
стен располагались
помещения,
часто
хозяйственного
назначения. В
оборонительную
систему входили
башни. Все
поселение
делилось на
кварталы,
разделенные
вымощенными
камнем улицами
шириной
около 1,50 м. Каждый квартал
состоял из
жилищно-хозяйственных
комплексов,
представлявших
собой дома с
внутренними
дворами, на
которые
выходили
помещения.
Основой
хозяйства
поздних
скифов было
земледелие:
на городище
открыто
множество зерновых
ям, есть
фрагменты
орудий труда,
много
каменных
ступ,
терочников и
т.д.
Вещественный
материал из
позднескифских
слоев
демонстрирует
сильную
эллинизацию
позднескифского
населения.
Здесь
множество
остатков
греческих
амфор II в. до н.э. – I в.н.э.,
фрагменты
краснолаковой
посуды, а также
простой
столовой
посуды.
Однако отличительной
чертой
керамического
комплекса
поздних
скифов
является наличие
большого
количества
лепной керамики.
Поздние
скифы
восприняли и
элементы
греческой
религии.
Около
основного
поселения открыто
предместье,
где в
культовом
помещении
найдены
терракотовый
алтарик в
миниатюре
воспроизводящий
греческий
алтарь со
ступенчатым
основанием и
акротериями,
а также статуэтка
Афродиты.
Устраивались
и домашние
жертвенники
в виде ямок с
костями
животных,
прикрытых
либо сосудом,
либо
небольшим
камнем.
Особый интерес
представляет
каменный
рельеф с
изображением
всадника
перед
алтарем, за
которым
стоит
женская
фигура. Этот
рельеф
напоминает
Боспорские
надгробные
рельефы
рубежа –
первых веков
н.э.
Позднескифское
поселение
просуществовало
со второй
половины II в. до
н.э. до 30х гг. I в н.э.
Причина, по
которой
население
покинуло это
место, остается
неясной.
В VIII – X вв. н.э. на
месте
городища
поселились
полукочевые
племена
салтово-маяцкой
культуры, устраивавшие
временные
поселения
для зимовок.
Их постройки
отличались
характерной
каменной
кладкой «в
елочку», а из
археологического
материала
наиболее
характерной
является
керамика,
орнаментированная
процарапанными
волнистыми
линиями.
Составитель
описания: С.Б.
Ланцов
Литература:
А.Н.Карасев.Раскопки
на городище
«Чайка» близ
Евпатории//КСИА,
95, 1963.
И.В.Яценко.
Городище
Чайка в
Евпатории//Вопросы
истории, 1974, №4.
И.В.Яценко.
Исследование
сооружений
скифского
периода на
городище
Чайка в
Евпатории//КСИА,
124, 1970.
И.В.Яценко.
Крепость и
сельские
усадьбы херсонесцев
на окраине
современной
Евпатории//Путешествия
в древность.
М., 1983.
И.В.Яценко.
Северный
квартал I
скифского
поселения на
Чайкинском
городище в
Евпатории//Население
и культура
Крыма в
первые века
н.э. Киев, 1983.
И.В.Яценко.
Винодельня
на поселении
Чайка//КСИА, 174, 1983.
И.В.Яценко,
Т.Н.Турина.
Здание III в. до
н.э. на
городище
Чайка в
Евпатории//
Памятники
железного
века в
окрестностях
Евпатории. М.,
1991.
Е.А.Попова.
Юго-западный
квартал
скифского поселения
у санатория
Чайка близ
Евпатории//Памятники
железного
века в
окрестностях
Евпатории. М.,
1991.
Е.А.Попова.
О
Северо-Причерноморском
домостроительстве
I в. до
н.э. – I
в н.э.//
Историческая
археология:
традиция и перспективы.
М., 1998.